Не дожидаясь первого снега

Не дожидаясь первого снега

Скоро «как всегда неожиданно» - зимний сезон. И «сопутствующие» ему неприятности: повышенная сложность эксплуатации автомобиля, условия вождения, близкие к экстремальным, повышенный расход топлива, износ деталей и зимнее утро. Любоваться им с удовольствием – дело поэтов. А вот водителям, обычно, не до любования: машину бы завести. Своим опытом делится Аркадий Самуилович Кузнецов, бывший водитель-дальнобойщик, месяц назад сменивший работу на более спокойное ремесло слесаря: здоровье подвело.

- Если КАМАЗ не заводится на морозе, то это значит, что вы за ним не следили, – безапелляционно заявляет Аркадий Самуилович, - на автомобиле есть несколько вариантов запуска двигателя в условиях температуры до – 25 градусов. Во-первых, есть такая система, как ЭФУ [электрофакельное устройство]. Правда, здесь есть свои тонкости.

Начинать всегда надо с того, что вы ставите рычаг переключения передач в «нейтральное» положение, а рычаг останова двигателя – вниз до упора. Потом – прокачиваем топливную систему вручную до тех пор, пока перепускной клапан ТНВД не откроется. Там звук такой специфический, не перепутаешь! [увы, при попытке воспроизвести действия Аркадия Самуиловича, я, к моему позору, таки пропустил «характерный звук», так что на первые разы лучше, чтобы рядом был «старший товарищ»] Это чтобы воздух из системы подачи топлива ушёл. Если плохо уходит, то можно хомут у выходного отверстия фильтра тонкой очистки малость ослабить. Но лучше – не стоит… Дунет фонтаном – мало не покажется.

Дальше – нажимаешь газ до половины где-то, вытаскиваешь «подсос» [рукоятку управления подачей топлива] до конца, поворачиваешь ключ зажигания в первое положение (в смысле, стартер не крутишь, а просто включаешь аккумулятор, приборы… Потом одновременно выжимаешь сцепление и нажимаешь на кнопку включения ЭФУ. Как загорится лампочка, которая показывает, что ЭФУ готова, так выжимаешь газ и включаешь зажигание. ТУТ ГЛАВНОЕ НЕ ПЕРЕКРУТИТЬ: два-три поворота и если не завелось даже – отпускаешь. Лучше ещё раз потом крутануть. Тут главное кнопку ЭФУ не отпускать, пока «движок» до конца не завёлся. Если не получилось – подождал 2-3 минуты и снова. Если за машиной следишь – всё заведётся!

- А с предпусковым прогревателем ПЖД как?

- А здесь ещё проще. Включаешь аккумулятор, топливный кран на подогревателе открываешь и насосом закачиваешь туда топливо. Всё, потом ставишь ручку включения на «тройку» [положение III] и нажимаешь на кнопку нагревателя. Когда до 60 градусов нагреется – можно заводить [в принципе, говорят, что можно таким способом заводить КАМАЗ на температуре до - 60, но тут уж прогревать пришлось бы чуть не до сотни]. Дальше – на положение I ставишь и держишь, пока огонь в горелке не загудит. Потом выключатель на II по идее сам должен уйти, но лучше проконтролировать. Если погасло, значит переключатель на «ноль», пару минут подождать и повторить. Если больше трёх раз дёрнул, а он не заработал, значит – неисправность где-то искать её надо. А если загорелось, то СЦЕПЛЕНИЕ ВЫЖИМАЕШЬ, и – заводи. Вот так. Всё очень просто. Главное за машиной следить.

М-да… если б всё было также просто и в жизни, пожалуй, не было бы смысла просить Аркадия Самуиловича делиться с нами жизненным опытом…